КалейдоскопЪ

Как служанка богословия стала королевой наук, или Немного о Декарте

Рене Декарт родился во Франции в 1596 г. в знатной дворянской семье. Мать его умерла после родов, вы?ходила его кормилица. Учителя-иезуиты не вызывали доверия у молодого человека, но полученная у них математическая подготовка очень пригодилась.

Сын знатного дворянина поступил на военную службу, участвовал в военных походах, познавал жизнь. А потом «выстрелил» открытием новой науки — аналитической геометрии. Декарт первым предложил способ записать любую линию с помощью цифрового уравнения, объединил алгебру и геометрию. В век цифрового телевидения и господства цифр стоит вспомнить человека, который в математике видел универсальный метод познать мир. Иезуиты следили за своим учеником, и в 1628 г. Рене Декарт уехал в Нидерланды, где прожил двадцать лет.

Голландия была для французских мыслящих людей того времени местом, где меньше доставали церковники, Декарт занимался математикой, физикой, биологией, педагогикой, медициной, метеорологией и т. д. Он написал трактат «Мир», но не стал его публиковать, узнав о судьбе Галилео Галилея. «Это меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мере никому их не показывать, ибо я не в состоянии был вообразить себе, что итальянец, пользовавшийся расположением даже папы, мог быть осужден за то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли… Признаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моей философии, так как они явно ведут к этому же заключению».

Но книги все-таки были написаны — «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1644). Большинство исследователей и историков философии считают, что «Рассуждение о методе» открыло новую эпоху в философии. Если в Средние века философию считали служанкой богословия, то благодаря Декарту она превратилась в самостоятельную науку. Стало очевидно, что любой серьезный ученый не может не освоить философию. Сейчас, скажем, философию приходится сдавать при поступлении в аспирантуру, а без сданного кандидатского минимума по философии молодые исследователи не допускаются к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Во всяком случае, так обстоят дела в России.

Историки философии считают Рене Декарта основоположником философского понимания мира, которое стали называть дуализмом. Латинское слово «дуалис» означает «двойной». В чем же заключалась двойственность взгляда на мир Рене Декарта? Дело в том, что он признавал Бога и природу равнозначными началами мира. Ученый предложил схему, которую должны были принять «и ваши, и наши». У Декарта Бог — творец мира и законов природы. Движение планет и Солнца, Вселенную наподобие точного часового механизма запустил Бог. Человек представлялся Декарту биологическим механизмом. Но, сделав свое дело, далее Бог уже ни во что не вмешивался. Декарт считал, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления. Философия стала мощным и универсальным методом познания природы, образцом для других наук.

Материалисты в более поздние века предъявляли Декарту претензии в непоследовательности: после «а» надо было сказать «б» и расстаться с Богом вообще. Но Рене родился слабым и весьма болезненным. Не у всех хватает здоровья, чтобы висеть на кресте или жариться на костре. Инквизицию еще никто не отменял.

Декарт жил в эпоху, когда все быстро менялось. В разных странах складывалась разная обстановка, и решение судьбы философа зависело уже не только от иезуитов и папы. В Голландии богословы наложили проклятие на труды Рене Декарта, но принц Оранский не дал философа в обиду. Во Франции, как ни странно, сам кардинал Ришельё разрешил напечатать трактаты Декарта, а первый министр — кардинал Мазарини — назначил Декарту пожизненную пенсию и пригласил его ко двору.

Французским придворным Декарт стать не захотел. Но в Швеции правила удивительная королева Кристина. Она говорила на шести языках. Она хотела открыть в Швеции академию наук и пригласила Декарта написать устав Академии. Дело-то благородное! Декарт поехал, простудился и умер от воспаления легких в 1650 г. Тело философа перевезли на родину, во Францию. К этому времени его сочинения уже попали в список запрещенных, а имя его в Парижском университете упоминать не разрешалось.

Но многие упоминали и довольно часто, повторяя про себя, как заклинание, слова Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». На этом и стоят с того времени настоящие ученые.