КалейдоскопЪ

Почему Вольтер призывал «раздавить гадину»?

Отец французского писателя и философа-просветителя Вольтера (1694–1778) был нотариусом, затем служил в счетной палате. Франсуа-Мари Аруэ с детства был наблюдательным и развитым ребенком, с семи лет писал стихи и трагедии. Он учился в иезуитской коллегии, после окончания которой занимался литературной деятельностью, изучал право. За обличительные стихотворения заключался в Бастилию. Его старший брат увлекался богословием и писал религиозные трактаты. «Я вырастил двух дураков, один дурак в прозе, другой дурак в стихах», — разочарованно констатировал папа, мечтавший видеть своих сыновей юристами.

Первая слава пришла к Вольтеру после выхода трагедии «Эдип», написанной как раз в Бастилии. Ее посмотрел весь Париж. Поэма «Генриада», как и «Эдип», имела своей целью критически изобразить современность с помощью преподнесения публике сюжетов из далекого прошлого. Современники понимали намеки Вольтера — в великосветских салонах он блистал остроумием. Однажды задетый Вольтером дворянин приказал избить его палками, но вызова на дуэль от не дворянина не принял. И добился того, что поэта вновь посадили в Бастилию.

Вольтеру пришлось уехать в Англию, из которой через два года были привезены «Письма об англичанах». Официальным властям новые намеки на отсталость Франции не понравились. Произведение Вольтера было сожжено на площади палачом, что вновь прославило и текст и автора. В советский период, кстати, произведения и авторы, наиболее гонимые КПСС и КГБ, пользовались огромной популярностью. Как говорится, запретный плод сладок. Жизнь Вольтера показала это в полной мере.

Король Людовик XV попытался «приручить» знаменитого остроумца. Его сделали камергером, королевским историографом. Он стал сочинять парадные трагедии и приятные оды. Стал членом Французской академии. Но острый язык и неуживчивый характер все-таки поссорили его со всеми.

Вольтера на шестнадцать лет пригрела маркиза дю Шатле, бывшая любовницей кардинала Ришельё и других знатных лиц. В молодые годы Вольтер был эпикурейцем. В имении маркизы Вольтер жил в свое удовольствие, уделял время естественным наукам, но успехов в этом не добился. Он занимался литературной деятельностью, переписывался с монархами.

Вольтер принял предложение прусского короля Фридриха II, прожил у него три года и обзавелся новыми врагами, включая самого короля.

После Пруссии Вольтер поселился в купленном поместье Ферне на границе Швейцарии и Франции. К этому времени он был весьма богат. Его называли «царь Вольтер» и «фернейский патриарх». В фернейский период была написана повесть «Кандид», в которой появилась одна из самых знаменитых фраз философа — «Надо возделывать свой сад». Он написал много статей для «Энциклопедии» Дидро. С Вольтером почтительно переписывалась Екатерина II. После его смерти она купила библиотеку и рукописи своего учителя.

В 1778 г. при возвращении в Париж ему был устроен торжественный прием. Великий, но уже очень почтенного возраста мыслитель растрогался… и умер. Во время революции останки Вольтера перенесли в Пантеон, а после возвращения к власти Бурбонов прах философа выбросили и развеяли по ветру.

В трагедиях («Брут»), повестях, романах, поэмах Вольтер поднимал исторические и общественно значимые проблемы. В публицистике, исторических сочинениях он выступал как критик феодально-абсолютистской системы, пороков цивилизации. Он боролся за веротерпимость, был против церковного мракобесия. В оценке роли церкви в жизни общества Вольтер дошел до призыва «Раздавите гадину!». Он не был атеистом и считал, что религию надо сохранить для народа, чтобы удерживать его в повиновении. «Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать», — говорил Вольтер. На склоне лет он делал попытки примириться с церковью.

В самом Париже похоронить Вольтера сразу не удалось. Не обошлось без приключений. Племянник великого просветителя был аббатом. Он вывез в карете своего дядю в провинцию Шампань, где уговорил местного священника «приютить» самого знаменитого критика Католической церкви в склепе местного аббатства.

В «Философских письмах», «Философском словаре» Вольтер обосновывал неизбежность глубоких изменений в жизни Франции и Европы. Он не был сторонником ограничения частной собственности и ждал перемен от просвещенного государя-философа. Но не дождался. Революция во Франции началась через одиннадцать лет после смерти Вольтера, который ее предвосхитил и духовно подготовил. В России вольтерьянством называли дух свободомыслия, иронии, пафос ниспровержения авторитетов. И в нашей стране с вольтерьянцами не церемонились…