КалейдоскопЪ

«История ничему не учит». Что в действительности говорил Георг Гегель?

Георг Вильгельм Фридрих родился в Штутгарте в 1770 г. в семье высокопоставленного чиновника. Будущий философ учился в Тюбингенском теологическом институте при Тюбингенском университете, где защитил магистерскую диссертацию. Вместе с Шеллингом и Гельдерлином Гегель был членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции.

В 1793–1800 гг. Гегель работал домашним учителем. В 1801–1816 гг. преподавал в Йене, Бамберге и Нюрнберге. В 1816–1831 гг. являлся профессором в Гейдельберге и Берлине, где в 1818 г. возглавил кафедру философии, а в 1830 г. стал ректором Берлинского университета.

Основным занятием профессора Гегеля было чтение лекций по эстетике, философии религии, философии права и истории философии. Лектором Гегель был известным. К нему ехали студенты со всей Германии, а также из других стран. На основании записей студентов его лекции были впоследствии выпущены.

Умер Гегель во время эпидемии холеры 1831 г. Один из его сыновей стал историком, другой — теологом, а третий умер в один год с отцом.

Гегель создал одну из самых мощных концепций мировидения. У выпускника школы богословия в основе всего сущего лежит Абсолютный Дух. Его самораскрытие в пространстве создало природу, а самораскрытие во времени — историю. Историю, по мнению Гегеля, движут противоречия между национальными духами, а всемирно-исторические личности выступают доверенными лицами всемирного духа. Герои — это воплощения национальных духов. Идея героев вдохновила радикалов общественной борьбы — и левых, и правых.

В историю философии имя Гегеля вошло вместе с понятием диалектика. Он говорил о диалектике как методе исследования, противоположном физике. Гегель утверждал, что диалектика — это «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». Идеи диалектики, науки о развитии, которое проходит три стадии (тезис — антитезис — синтез), относительно мирового исторического процесса нашли у Гегеля следующее применение. Античность он рассматривал как тезис, Средневековье как антитезис, а Новое время, по мнению Гегеля, представляло собой синтез Античности и Средневековья.

Гегель дал определения многим философским категориям. Ему принадлежит немало высказываний, которые в последующем подвергались самым разным интерпретациям. Так, наиболее известно краткое, но емкое определение: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Многие видели в этих словах формулу приспособленчества великого философа к уже сложившимся обстоятельствам достаточно консервативного устройства прусского государства.

Едва ли не самое известное и приписываемое Гегелю высказывание звучит следующим образом: «История никого не учит, но она проучивает за ее незнание». На самом деле это высказывание можно с таким же успехом приписать не только знаменитым историкам и философам, но и самым простым людям, так как оно отражает довольно широко распространенное явление. А у Георга Гегеля было сказано следующее: «Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния. В сутолоке мировых событий не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего. В этом отношении нет ничего более нелепого, как столь часто повторяемые ссылки на греческие и римские примеры в эпоху Французской революции»[140].

Любителям щегольнуть эрудицией и намекнуть на свое знакомство с Гегелем можно порекомендовать почитать самого Гегеля. В его трудах можно найти множество замечательных наблюдений и оценок, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. Так, Гегель критически отзывался о способе «находить в истории современность». Он считал, что такой способ используется тогда, когда «исторические факты заменяют субъективными выдумками, и притом такими выдумками, которые признаются тем более удачными, чем они смелее, то есть чем ничтожнее те мелкие обстоятельства, на которых они основываются, и чем более они противоречат важнейшим фактам истории»[141]. Кто скажет, что Гегель несовременен?!