КалейдоскопЪ

Фигаро, Бомарше и Французская революция

«Ай да Фигаро, браво, брависсимо», — говорит о себе один из самых знаменитых литературных персонажей — вездесущий слуга, который более интересен зрителям, чем его хозяева. Создать образ, который проходит сквозь века и к тому же оказывается близким в самых разных странах, очень непросто. Пьер-Огюстен Карон де Бомарше сумел это сделать.

Знаменитый французский драматург и публицист родился в 1732 г. в семье часовых дел мастера. Он обладал музыкальными талантами, ораторскими способностями и даже обучал игре на арфе дочерей Людовика XV. Бомарше был дважды женат на богатых вдовах. И оба раза удачно, так как жены умерли и он стал состоятельным человеком.

Первая пьеса появилась в 1767 г. Но прославился Бомарше «Мемуарами», в которых он подверг критике судебные порядки в королевской Франции. И выиграл возбужденное против него по этому поводу судебное дело.

А затем последовали «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784). Бомарше воспринимали как провозвестника (или буревестника?) грядущей революции, а «Женитьба Фигаро» выдержала сто представлений подряд. Сын часовщика, богатый торговец Пьер Бомарше выступал с критикой сословных привилегий и господства аристократов, отразил взгляды третьего сословия накануне Великой Французской революции. Фигаро стал символом своего времени.

Фигаро, представитель третьего сословия, является воплощением ума, энергии, оптимизма на фоне никчемных и легкомысленных аристократов. После постановки «Женитьбы Фигаро» Бомарше посадили в тюрьму, но вскоре выпустили. Сюжеты Бомарше использовали Моцарт и Россини для создания великолепных опер.

Во время Войны за независимость США Бомарше на свои деньги снарядил корабль для отправки офицеров и снаряжения в помощь американцам. На военных поставках комедиограф нажил миллионы. Но затем он почему-то перестал выполнять взятые обязательства, и ему пришлось бежать за границу. Через несколько лет после возвращения на родину «родитель» бессмертного Фигаро умер (1799).