КалейдоскопЪ

«Вещь в себе» Иммануила Канта

На экзамене по философии студентка ничего не может рассказать об Иммануиле Канте. «Ну, вы хотя бы слышали о выражении Канта „вещь в себе“?» — спрашивает профессор. — «Вы меня смущаете, профессор. Я даже знаю, что это действительно вещь!»

Как ни странно, но с фигурой немецкого философа связано немало интересных историй, а сам Кант был автором многих афоризмов.

Родился Иммануил в небогатой семье ремесленника-седельщика в 1724 г. После окончания престижной гимназии из-за смерти отца и отсутствия необходимых средств не смог сразу закончить Кенигсбергский университет. В течение десяти лет он работал домашним учителем. В эти годы (1747–1755) он разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 г. Кант получил докторскую степень и впоследствии сорок лет преподавал в Кенигсбергском университете. В трактате «К вечному миру» он впервые охарактеризовал культурные и философские основы будущей объединенной Европы. «Просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом», — сформулировал одну из своих важнейших мыслей кенигсбергский профессор.

С 1770 г. Кант являлся профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, преподавал широкий круг дисциплин. В своих философских рассуждениях и научных изысканиях философ искал ответы на следующие вопросы: 1) что я могу сделать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться? (религия); 4) что такое человек? (антропология). В соответствии с намеченным планом Кант создал фундаментальные работы: «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология); «Критика практического разума» (1788) — этика; «Критика способности суждения» (1790) — эстетика.

В разработанной им критической философии Кант выступал против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма. Он разработал учение о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта.

Так возникла кантовская «вещь в себе» (Ding an sich), то есть философское понятие, означающее вещи, существующие сами по себе («в себе»), в отличие от того, чем они являются «для нас» в познании. Необходимым условием познания Кант считал общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Это идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, но необходимые для «практического разума», для становления и развития нравственности. Этике Кант придавал первостепенное значение. Центральным ее принципом он считал понятие долга, которое определял как категорический императив.

В «докритический» период своей работы (до 1770) Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены до него. Его идея генеалогической классификации животного мира распределяла различные классы животных по порядку их возможного происхождения. Вполне логично он выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. Он изучал роль приливов и отливов на планете.

В рамках «критического» этапа (с 1770 г. до конца 1780-х гг.) Кант работал над вопросами гносеологии (процессом познания), размышлял над проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. Родоначальник немецкой классической философии умер в 1804 г.

Кант не был женат. Он шутил, что когда он хотел иметь жену, то не мог ее содержать, а когда мог — уже не хотел. Существует легенда, что любящие студенты решили приобщить уважаемого профессора к важной сфере практического опыта. Они смогли его подпоить и наняли «жрицу любви», чтобы «позаниматься» с ученым. На следующий день студенты поинтересовались впечатлениями неофита. «Много странных и бессмысленных движений», — описал свои впечатления философ. В старости за ним ухаживала одна из сестер.

Кант был похоронен в Кафедральном соборе Кенигсберга, в профессорском склепе. Собор и памятник Иммануилу Канту — важные достопримечательности города Калининграда. Этот западный анклав (Калининградская область) в составе Российской Федерации стал ценным трофеем участия СССР во Второй мировой войне.