КалейдоскопЪ

Эпоха в симфониях Людвига ван Бетховена

Немецкий композитор, пианист, дирижер Людвиг ван Бетховен является ключевой фигурой западной классической музыки. Его музыка широко известна, она постоянно исполняется во всем мире и в России. В советское время в художественном кинематографе получило отражение то, что Ленин очень любил фортепьянную сонату № 23, называемую «Аппассионата». В квартире Ленина в Кремле экскурсоводы в свое время показывали коллекцию нот — одну из самых больших в стране. Ульяновы любили музицировать, и Бетховен был одним из любимчиков этой семьи.

Людвиг родился в Бонне в 1770 г. в семье певца — тенора в придворной капелле. Приставка «ван» в имени композитора связана с тем, что его дед, также певец и капельмейстер, происходил из Нидерландов. Из Людвига не получилось чудо-ребенка (по примеру Моцарта), но его учили играть на разных музыкальных инструментах. Талант в мальчике увидел органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Бетховен освоил исполнение произведений Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта. В двенадцать лет, когда он работал помощником органиста, появилось его первое сочинение. Школу из-за материальных трудностей мальчику закончить не удалось, но он много читал, знал латынь, итальянский и французский языки. Из юношеских сочинений Бетховена известны три детские сонаты, несколько песен, в том числе популярный «Сурок». После смерти матери в семнадцать лет Людвиг стал главой семьи и поступил в оркестр в качестве альтиста.

С началом революции во Франции Бетховен сочинил «Песню свободного человека», в которой были такие слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул». В 1792 г. молодой композитор отправился в Вену учиться у Гайдна, но учили его другие люди, в том числе небезызвестный Сальери. Бетховен имел славу пианиста-виртуоза. И это в Вене! Считается, что именно он создал фортепианный стиль игры, отличный от манеры исполнения на клавесине.

За десять лет в Вене были написаны двадцать сонат для фортепиано, три фортепьянных концерта, восемь сонат для скрипки, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии, квартеты и другие камерные произведения. Но в 1796 г., всего в двадцать шесть лет, Людвиг ван Бетховен начал терять слух в результате отита — воспаления внутреннего уха. Болезнь оказалась неизлечимой, и молодой композитор был близок к самоубийству.

Героическую (Третью) симфонию (1804) Бетховен намеревался посвятить Наполеону Бонапарту, но публично отказался от этого, когда Наполеон объявил себя императором. Про Третью симфонию П. И. Чайковский говорил, что в ней «раскрылась впервые вся необъятная изумительная сила творческого гения Бетховена». А знаменитая «Лунная соната» была посвящена ученице композитора — графине Джульетте Гвиччарди, которая вышла замуж за другого.

Из-за глухоты Бетховен редко выходил из дома, стал угрюмым и замкнутым. Его единственную оперу — «Фиделио» — отнесли к жанру опер «ужасов и спасения».

Бетховен продолжал весьма интенсивно работать. В 1824 г. огромный успех имела Девятая симфония. В ее финале хор исполняет «Оду к Радости» Шиллера, в которой звучит призыв: «Обнимитесь миллионы». Несмотря на усиливающуюся глухоту, Бетховен продолжал сочинять музыку. Это был настоящий человеческий и творческий подвиг. Он писал во всех жанрах, включая музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения; обрабатывал народные песни. У него было много учеников, которые прекрасно исполняли произведения учителя. Лучшим со временем стал Ференц Лист.

В молодости Бетховен был республиканцем и демократом. Он часто ругал королевскую власть. Ему писали записки с предупреждениями о том, что он может закончить свою жизнь на эшафоте. Симфонии и другие его произведения были проникнуты трагизмом, но в целом его творчество оптимистично, радостные и бурные финалы дают уверенность в конечном торжестве добра. В СССР музыка Бетховена оценивалась как отражение эпохи революций. Советским композиторам было у кого учиться!

Бетховен умер в Вене в 1827 г. На похоронах присутствовали 20 тысяч человек.