КалейдоскопЪ

За и против эволюционной теории Чарльза Дарвина

Чарльз родился в семье состоятельного врача и финансиста в 1809 г. Еще в детстве он занимался коллекционированием. В Эдинбургском университете круг его интересов был достаточно широк, а познавательная активность весьма высока. В Кембриджском христианском колледже он готовился к получению сана священника Англиканской церкви, но по окончании учебного заведения отправился в качестве натуралиста в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигль».

Путешествие длилось почти пять лет (1831–1836). Навыки коллекционера юноше весьма пригодились. Молодой человек занимался гидрографической и картографической съемкой, описывал геологию ряда районов, изучал зоологию морских беспозвоночных. В Патагонии Дарвин обнаружил окаменевшее гигантское исчезнувшее млекопитающее. Открытий и наблюдений было очень много: молодой натуралист посетил остров Тенерифе (Канарские острова), побывал на островах Зеленого Мыса, побережье Бразилии, в Аргентине, Уругвае, на Огненной Земле, в Тасмании и на Кокосовых островах. По материалам путешествия было написано несколько книг.

В 1838–1841 гг. Дарвин являлся секретарем Лондонского геологического общества, а с 1842 г. жил в графстве Кент. Большой успех имела книга «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“» (1839). Ученый принял участие в подготовке пятитомной монографии «Зоология путешествия» (1842) и издал четырехтомную монографию «Усоногие раки» (1851–1854).

Однако мировую известность Чарльз Дарвин приобрел благодаря своей эволюционной теории, получившей по его имени название дарвинизма. Первые мысли по поводу естественного отбора у Дарвина появились в 1837 г., а в 1842 г. был написан первый очерк о происхождении видов. В 1858 г. Дарвин представил свой труд Линнеевскому обществу в Лондоне. Рукопись со сходными идеями поступила и от английского натуралиста А. Р. Уоллеса. В 1859 г. появился труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В этой работе была показана изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов. В 1868 г. вышла книга «Изменение животных и растений в домашнем состоянии». А в 1871 г. в труде «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин привел аргументы в пользу естественного происхождения человека от животных (обезьяноподобных предков). Дарвин умер в 1882 г. Семеро из его детей достигли зрелого возраста и стали достойными членами общества.

К моменту опубликования этих книг Чарльз Дарвин, когда-то собиравшийся стать священником и неплохо знавший теологию, уже фактически потерял всякую веру в христианство. По его собственному признанию, он «…пришел к сознанию того, что Ветхий Завет с его до очевидности ложной историей мира, с его Вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и пр., и пр… заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря». В церковь он ходить перестал. Его высказывания характеризовались как атеистические или деистические. В «Автобиографии» писал о себе, как о совершенно неверующем.

Эволюционная теория Дарвина опровергала представления о божественном происхождении человека, господствовавшие на протяжении тысячелетий, и была встречена жесткой критикой. В некоторых штатах США принимались решения, согласно которым запрещалось ознакомление детей с дарвинизмом в школах.

Русская православная церковь ополчилась против учения Дарвина. Его труды преследовались и уничтожались. Священники выступали против «богохульного» учения, считая дарвинизм ересью, а самого Дарвина — богоотступником. В последние десятилетия дарвинизм сохранил свои позиции в учебниках по «Основам современного естествознания», но число россиян, не согласных с тем, что они произошли от обезьян, значительно возросло. Возникли рассуждения о том, что обезьяны — это некая тупиковая ветвь развития, а происхождение Homo sapiens имело все-таки более благородный характер. Иногда говорится о том, что на наших глазах почему-то обезьяны в людей не превращаются. При этом антидарвинисты упускают важный момент. Виду Homo sapiens 40–50 тысяч лет. Этот вид появился в процессе длительной эволюции. Превратиться в человека на глазах антидарвинистов, обезьяна может разве что «по щучьему велению».

По-видимому, следует примириться с тем, что все тайны становления человечества вряд ли будут раскрыты исчерпывающим образом. В связи с этим усилия большой группы специалистов, исследующих доисторический период, заслуживают особого уважения. А Чарльзу Дарвину — большое спасибо.