КалейдоскопЪ

«Фордизм» как научная система выжимания пота

Американский изобретатель и промышленник Генри Форд (1863–1947) родился в семье фермера, переселившегося в США из Ирландии. Генри Форд с детства был одержим страстью к механике. В 1892–1893 гг. он создал первый автомобиль с четырехтактным двигателем (марка «Форд»). Вместе с другими был увлечен идеей превратить автомобиль из предмета развлечения для богатых в общедоступное средство передвижения. В 1903 г. основал автомобильную компанию «Ford Motor Company», ставшую одной из крупнейших в мире. В 1904 г. автомобиль Форда выиграл соревнование с мировым рекордом скорости — 91 миля в час.

С 1908 г. Генри Форд стал производить модель «Т», используя систему поточномассового производства, которая была основана на применении стандартизации, типизации и конвейеризации производственных процессов. К 1927 г. было выпущено 15 миллионов машин, и цена модели «Т» снизилась с 900–1200 до 325–645 долларов в зависимости от модификации. Методы «фордизма» позволили резко повысить производительность труда путем его предельной интенсификации. В. И. Ленин успел оценить «фордизм» как научно обоснованную систему выжимания пота, как новый этап в безжалостной капиталистической эксплуатации трудящихся.

Сам Генри Форд писал об этом следующее: «Однообразная работа — постоянное повторение одного и того же одним и тем же способом — является для некоторых чем-то отталкивающим. Для меня мысль об этом полна ужаса; для других, даже для большинства людей, наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту. Работы, требующие мышления в соединении с физической силой, редко находят охотников — мы постоянно должны искать людей, которые любили бы дело ради его трудностей. Средний работник ищет, к сожалению, работы, при которой он не должен напрягаться ни физически, ни, особенно, духовно. Люди, мы бы сказали, творчески одаренные, для которых благодаря этому всякая монотонность представляется ужасной, легко склоняются к мысли, что и их ближние так же беспокойны, как они, и совершенно напрасно питают сострадание к рабочему, который изо дня в день выполняет почти одну и ту же работу.

Если смотреть в корень, то почти всякая работа является однообразной… Я не мог до сих пор установить, чтобы однообразная работа вредила человеку… Даже самые тщательные исследования ни разу не обнаружили деформирующего или изнуряющего действия на тело или дух. Кто не любит однообразной работы, тот не обязан оставаться при ней»[192]. А ведь многие ни на что другое и не способны. И вполне счастливы, если получают нормальную зарплату.

А в советское время было не принято говорить, что минимальная заработная плата на заводах Форда была самой высокой в мире, и минимальный дневной заработок за 1914–1929 гг. вырос с 5 до 7 долларов. Г. Форд был противником профсоюзов и благотворительности, но многое делал для своих рабочих в духе патернализма. СССР покупал тракторы у Форда, использовал его технологию при строительстве Нижегородского автозавода. С позиции здравого смысла Генри Форд выступил против Первой мировой войны, но считал врагом «международное еврейство». Он коллекционировал антиквариат и был сторонником старомодных деревенских танцев. Во время Второй мировой войны заводы Форда стали производить бомбардировщики. Богатейший человек мира своего времени старался руководствоваться здравым смыслом и демонстрировал своей жизнью принцип «Дело Америки есть дело».