КалейдоскопЪ

Арафат с автоматом и без

В курортных зонах арабских стран, особенно перед поездкой в пустыню (сафари на квадроциклах или на не менее экзотических верблюдах), всем советуют приобрести арафатку. Это платок в черно-белую мелкую клетку, который хорошо защищает от жары и песка. Получил свое название по имени известного политического деятеля Ясира Арафата, который постоянно носил этот головной убор.

Мухаммад Абд ар-Рахман Абд ар-Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни — сложная и противоречивая фигура. Это человек, который призывал к поголовному уничтожению всех евреев и хвастался тем, что лично убил не один десяток. Это человек, за которым охотились спецслужбы Израиля, но именно с ним израильское руководство пошло на переговоры об урегулировании палестинского вопроса. А умер Арафат своей смертью в солидном возрасте. Это арабский политик, с которым обнимались (и даже целовались) правители СССР (России) на протяжении нескольких десятилетий.

Ясир Арафат родился в 1929 г. Он был пятым ребенком в семье богатого торговца тканями. Сам Арафат предпочитал считать, что родился в Иерусалиме, так как это было политически важно. И детство его действительно прошло в этом городе. После арабо-израильской войны 1947–1949 гг. Арафат оказался в Египте. Он возглавлял Лигу палестинских студентов, вступил в «Мусульманское братство», участвовал в спорах о будущем Палестины и попытках что-то изменить. В 1956 г. принял участие в отражении наступления англо-французско-израильских сил в качестве лейтенанта египетской армии. В этом же году надел куфию — бедуинский платок, ставший символом палестинского сопротивления. Некоторое время Ясир Арафат успешно занимался строительным бизнесом в Кувейте.

Именно там в 1957 г. возникло «Движение за освобождение Палестины» (ФАТХ), которое возглавил недавний выпускник Каирского университета. В 1959 г. он получил прозвище Абу Аммар. В ночь с 31 декабря 1964 г. на 1 января 1965 г. ФАТХ попытался взорвать акведук, снабжавший пресной водой половину Израиля. Так началась вооруженная борьба палестинцев за создание своего государства.

У Арафата была, как говорят, идея фикс. Он часто повторял, что палестинцы не будут, подобно евреям, находиться две тысячи лет в изгнании, в состоянии диаспоры («рассеяния»). Он считал необходимым использовать все возможные средства, чтобы восстановить палестинскую государственность.

В 1964 г. благодаря упорству Арафата при Лиге арабских государств (ЛАГ) была создана Организация освобождения Палестины (ООП). Это была политическая организация, призванная объединить все организации палестинского сопротивления, цель которых — «освобождение Палестины и создание независимого палестинского государства». ФАТХ влился в ООП и занял в ней центральное место. Арафат стал лидером ООП, главнокомандующим силами палестинской революции, главой политического комитета ООП.

ООП получила финансовую и военную поддержку со стороны СССР и других социалистических стран и соответствующих специальных служб. Обосновалась ООП в Южном Ливане. В соответствии с известным принципом «умный теленок двух маток сосет» Ясир Арафат получал помощь и от Саудовской Аравии.

Боевики ООП вели активные боевые действия: угоняли самолеты и брали заложников, взрывали бомбы на площадях и в учреждениях, захватывали автобусы и школы, охотились за отдельными людьми, которых считали своими врагами. С 1964 по 1994 г. от рук палестинских террористов погибли 866 израильтян. А ведь были люди и других национальностей. Одной рукой Арафат направлял убийц из ФАТХ, молодежной группы «Ястребы ФАТХ», из группировки «Черный сентябрь», Народный фронт освобождения Палестины (НФОП). А другой рукой приветливо махал всему миру, выражая готовность вести политические переговоры.

В 1974 г. сильным ходом стало заявление о том, что ООП борется за создание палестинского государства «не вместо, а наряду с Израилем», на территории западного берега реки Иордан и в секторе Газа. Что вполне соответствовало резолюции ООН о создании в 1947 г. двух государств — еврейского и палестинского. В течение короткого времени после этого политического хода ООП признали более ста государств. Увеличилась и финансовая поддержка.

13 ноября 1974 г. на пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН прозвучала историческая фраза Ясира Арафата, обращенная к Израилю: «Я пришел к вам с оливковой ветвью в одной руке и оружием борца за свободу в другой. Не дайте оливковой ветви выпасть из моей руки». И ООН признала ООП «единственным законным представителем палестинского народа».

В 1975–1982 гг. палестинцы принимали активное участие в гражданской войне в Ливане, с территории которого они имели возможность обстреливать советскими ракетами Израиль. В результате израильская армия вошла в Южный Ливан и ООП перебазировалась в Тунис (1982–1993). Арафат несколько раз был на волоске от гибели, но спасался.

С территории Туниса, где его не смогла достать бомбами израильская авиация, Арафат начиная с 1987 г. направлял интифаду — стихийные палестинские выступления. Через год Арафат заявил, что готов в будущем признать Израиль и осудил терроризм. Центральный комитет Палестинского национального совета (руководящего органа ООП) избрал Арафата президентом Государства Палестина, создание которого было провозглашено в 1988 г.

На Ясира Арафата были организованы десятки покушений, но ему, как и Адольфу Гитлеру, Фиделю Кастро и некоторым другим, фантастически везло. Он выжил в автомобильной катастрофе. В 1992 г. на территории Ливии во время песчаной бури разбился самолет. Все члены экипажа и пассажиры погибли, а вождь ООП отделался ушибами и ссадинами и через тринадцать часов ожидания был забран из песков Сахары.

В соответствии с философским законом перерастания количественных изменений в качественные осенью 1993 г. Ясир Арафат и израильский премьер Ицхак Рабин подписали соглашение в Осло. Палестинцы отказались от идеи уничтожения Израиля. Началось постепенное восстановление палестинской государственности. В основной части сектора Газа и на части западного берега Иордана создавалась Палестинская национальная администрация, которую возглавил Ясир Арафат. Он вместе с Ицхаком Рабином и главой МИД Израиля Шимоном Пересом получил Нобелевскую премию мира в 1994 г.

И в Израиле, и среди палестинцев было немало как сторонников, так и противников этого исторического компромисса. Началась вязкая позиционная борьба по принципу «шаг вперед, два шага назад». В этой борьбе постоянно гремели взрывы и звучали автоматные очереди, убивавшие тысячи евреев и палестинцев. В течение трех лет (2001–2004) резиденция Арафата в Рамалле была блокирована израильскими войсками и он находился на положении пленника.

Через Арафата проходили огромные финансовые потоки. Деньги вкладывались в самые разные предприятия и проекты. Вокруг этих денег вспыхнула острая борьба в конце октября 2004 г., когда смертельно больной Арафат впал в кому в парижском военном госпитале. Вскоре его отключили от аппарата искусственного жизнеобеспечения. Многие считали, что героя освободительной борьбы кто-то отравил, так как врагов у него было более чем достаточно. Менее романтично выглядит версия о смерти от СПИДа в результате гомосексуальных контактов. Ясир Арафат женился лишь в 1990 г. на итальянке, которая приняла ислам и родила дочь.

В Рамалле в 2007 г. появился мавзолей Арафата, воздвигнута мечеть. Со вдовой удалось договориться о размере материальной компенсации и ее невмешательстве в политические дела.

У автора внешний облик Ясира Арафата никогда не вызывал никакой симпатии. В одной из лекций по линии общества «Знание», которые автором в большом количестве читались в 1970–1980-х гг. (в основном по международному положению СССР, второй сверхдержавы), автор попробовал дать Арафату оценку с марксистских позиций. Арафат получился однозначным националистом, хитрым, жестоким и готовым на любые действия во имя своих собственных целей. Через несколько дней пришлось объясняться в райкоме КПСС. В конце концов очень неглупый секретарь райкома сказал, что вообще-то он разделяет критическое отношение к такого рода нашим «друзьям», но лучше все-таки не выходить за рамки официальной, последней по времени позиции, сформулированной в газете «Правда».

Сильное впечатление производит стена, которой обнесена арабская часть Иерусалима — Вифлеем. Берлинская стена в свое время не производила на автора такого впечатления. Евреев на арабскую территорию не пускают. Дружбы двух семитских народов пока не получается. Когда есть что делить — табачок врозь!