КалейдоскопЪ

Отец архитектуры Фидий

В Древней Греции профессии архитектора, скульптора, резчика по камню были весьма уважаемыми. В принципе в очень многих семьях умели обрабатывать камень, но высококлассными мастерами становились далеко не все.

Знаменитый архитектор Фидий не только известен как один из лучших представителей классического стиля, но и по праву считается одним из основоположников европейского искусства. Он, по мнению искусствоведов, объединил в своем творчестве все, что уже было прогрессивного в работах ионических, дорических и аттических мастеров.

Имеется примерная дата рождения Фидия — 490 г. до н. э. О его учителях почти ничего не известно, но многие древнегреческие скульпторы считали себя учениками Фидия. Очевидно, что Фидий был очень наблюдательным и тонко чувствующим творцом. Показательным в этом плане является его состязание с известным в то время архитектором. Обоим были заказаны статуи, которые предполагалось воздвигнуть на высокие колонны. Статуя Фидия на земле выглядела настолько безобразной и непропорциональной, что окружающие ценители едва не побили творца камнями. Но после водружения на колонну скульптура Фидия смотрелась великолепно, а статуя другого архитектора была осмеяна. Это состязание продемонстрировало, что Фидий владел знаниями об оптике.

Фидий работал в Афинах, Платеях, Дельфах и Олимпии. Им созданы произведения, которые стали недосягаемым образцом для всех последующих поколений скульпторов. Статуя Зевса Олимпийского была создана Фидием вместе с учеником Колотом и братом Паненом. Это мощное скульптурное сооружение вошло в число семи чудес света древнего мира. Афина Промахос высотой 18 метров была отлита из бронзы в память побед над персами и долгое время была украшением афинского Акрополя. В самом афинском Парфеноне была установлена статуя Афины Парфенос. Под руководством Фидия был выполнен фриз Парфенона, важное скульптурное оформление. Несколько Афин Фидия появилось и в других местах Древней Греции. Все эти произведения сохранились в копиях. Многочисленные копии украшают самые разные музеи мира.

Платон писал, что прообраз красоты жил в душе Фидия, так как боги в принципе не могли ему позировать.

Талантливым людям приходилось в демократических государствах-полисах держать ухо востро. Менее успешные сограждане находили поводы, чтобы уравнять выделившегося гражданина со всей массой. Так, Фидию было предъявлено обвинение в краже золота (общей собственности), из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Это обвинение оказалось ложным. Фидий по совету Перикла, который отличался большой щепетильностью в расходовании общественных средств, сделал золотые пластины съемными. Их сняли, взвесили, и обвинение с Фидия было снято. История умалчивает о тех, кто действительно впоследствии снял эти пластины. Считается, что все золото пошло на ведение Пелопонесской войны.

Следующее обвинение было несколько иного свойства. Фидия обвинили в том, что он поместил свой и Перикла профили на щит Афины. Скульптора узнали в лысом старике с камнем над головой. Это посчитали оскорблением богини. Перикл был подвергнут остракизму. Фидий оказался в тюрьме, где умер то ли от яда, то ли от лишений и горя. Это произошло около 430 г. до н. э.

Возможно, возмущение афинян вызывало то, что, подобно многим образованным эллинам классического периода, Фидий питал склонность к мальчикам. В древнегреческом обществе все определялось возрастом объекта сексуального внимания зрелого мужчины. Педофилия в принципе каралась смертью. Но «дружба» зрелого мужчины и юноши рассматривалась как своеобразная форма наставничества. Очевидно, что в подобного рода отношениях важно было не перешагнуть некую границу. Мужчинам в Древней Греции полагалось обзавестись женой, семьей, продолжить свой род. Но у Фидия ни семьи, ни детей не было…