КалейдоскопЪ

Прекрасная Элоиза, или История трагической любви

Римская католическая церковь в эпоху Средневековья немало постаралась, чтобы отбить у западных европейцев охоту к радостям секса. Дело, к счастью, не дошло до введения клитородектемии (или женского обрезания), как это было во многих восточных культурах, но регулирование сферы сексуальных отношений носило тотальный характер.

Нет повести печальнее на свете… Жила была девушка Элоиза Фульбер, которая родилась около 1100 г. Ее родители умерли. Воспитывал девочку дядя, парижский каноник Фульбер.

Жил был Пьер дю Палле, известный как Абеляр. Он родился в 1079 г. Абеляр поехал получать образование в Париж, где жил в Латинском квартале, посещал монашескую школу, которую вскоре сам и возглавил. Он был не лишен способностей и даже считал себя лучшим в мире философом.

Элоиза была, как сказали бы сейчас, продвинутой женщиной своего времени. Она читала книги, в том числе философские (а в первые десятилетия XXI в. в когда-то самой читающей стране мире многие девушки не читают вообще…). Элоиза к четырнадцати годам знала латинский, греческий и древнееврейский языки (а в современной России пришлось в вузах вводить русский язык ввиду плачевного уровня знания его современной молодежью…). Свои знания она приобрела в монастыре Святой Марии, где находилась на воспитании.

Каноник Фульбер пригласил Абеляра к себе домой, чтобы показать обширную библиотеку. Это ведь был Париж в самом начале XII в. Общественных библиотек в нем еще не было. Молодой преподаватель и ученый напросился на постой и в учителя к племяннице Фульбера.

События разворачивались быстро. «Вначале нас соединила общая крыша, а потом уж жаркие сердца! — признавался Пьер. — Под предлогом занятий мы целиком отдавались любви; уроки для нас стали лишь теми минутами, когда нас влекла друг к другу таинственная, непреоборимая сила; в наших беседах сухие ученые слова вытеснялись нежными и любовными, объяснения трудных мест в текстах откладывались из-за страстных поцелуев…» Но и стены имеют уши. Потрясенный каноник застукал парочку на «месте преступления» и указал педагогу на дверь.

Можно ли считать Абеляра совратителем и педофилом? В тот период в Европе, как и в нашем отечестве до указов Петра I, возраст для вступления в брак для женщин составлял двенадцать лет, а для мужчин — четырнадцать. Само каноническое право исходило из того, что с появлением соответствующих признаков половой зрелости (менструации и поллюции соответственно) наилучшим способом обуздания страстей являлись как можно более ранние браки.

Возлюбленные оказались разлучены, но продолжали тайно обмениваться любовными письмами, из которых Абеляр узнал, что будет отцом. Этот французский джигит выкрал возлюбленную, увез ее в Бретань, где Элоиза родила сына. Ребенок был отдан на воспитание родственникам, и родители его больше никогда не увидели.

Абеляр предложил канонику тайно оформить брак, но Элоиза категорически отказалась. Она не хотела обременять великого ученого тяготами повседневной супружеской жизни. Но Абеляр все-таки настоял, и возлюбленные обвенчались. Абеляр продолжил читать лекции, а Элоиза поселилась в монастыре Святой Марии. История однако на этом не закончилась — она только началась. В одну темную ночь Фульбер при помощи хирурга радикально изменил жизнь своего обидчика, кастрировав его.

Абеляр ушел в монастырь и потребовал от Элоизы, чтобы та сделала то же самое. Элоиза повиновалась. Она стала настоятельницей монастыря Аржантей, аббатисой монастыря Параклет. После двухлетней физической, земной и оборванной скальпелем любви началась любовь на расстоянии, любовь духовная, на кончике пера. Возлюбленные иногда даже встречались, но вокруг было слишком много врагов.

В 1141 г. Абеляр отправился в Рим к высшему судье. Но не дошел, умер по дороге в апреле 1142 г. Тело его перевезли для захоронения в монастырь. Элоиза ухаживала за могилой возлюбленного до своей смерти в 1163 г. Их останки в 1814 г. перенесли в Париж и предали земле в одной могиле на кладбище Пер-Лашез.

На скромном домике в Париже до сих пор есть надпись: «Здесь жили Элоиза с Абеляром. Искренние возлюбленные. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118».