КалейдоскопЪ

Как складывается культура западных стран второй половины ХХ в.?

После окончания Второй мировой войны культурное развитие в западноевропейских странах, США осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенный и военный период. Значительные научные силы и средства было брошены на овладение атомной энергией, на развитие средств транспорта (особенно реактивную авиацию), нефтехимической промышленности. Создание ракетных двигателей и полет первого космонавта Ю. Гагарина положили начало освоению космического пространства.

Новые перспективы в научных исследованиях открыло создание американским ученым Н. Винером кибернетики – науки о получении, обработке и передаче информации. Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров.

Крупные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые типы лекарственных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабораторий. Ее открытия стали применяться в сельском хозяйстве, медицине.

В 1970—1980-е гг. началась новая фаза научно-технической революции. В мир входила компьютерная техника, созданы были новые типы электронно-вычислительных машин, производственная автоматика. Появились новые синтетические материалы. В энергетическом балансе многих стран мира стали играть важную роль атомные электростанции.

Научно-техническая революция сделала многие культурные ценности доступными для широких слоев населения. Это привело к активному распространению «массовой культуры». Производство культурной продукции и «индустрия развлечений» были поставлены на коммерческий поток, превратились в источник доходов и в эффективное средство воздействия на массы. «Массовая культура» использовалась для отвлечения населения от серьезных социальных, политических и нравственных проблем, для пропаганды ценностей и стандартов «общества массового потребления».

Во второй половине ХХ в. печать воздействия НТР несла на себе и общественно-философская мысль. В обществоведение входили новые теории «индустриального общества», «постиндустриального общества». Большое внимание стало уделяться комплексному изучению проблем человека. Философия выходила на проблемы человеческой жизни, ее смысла, самопознания и утверждения человека.

На стыке философии и социологии сформировалась научная школа структурно-функционального анализа. Ее ярким представителем был Т. Парсонс. Представители этого течения стремились создать общую социологическую теорию, которая могла быть инструментом для конкретных исследований. Социологическая информация затем могла быть использована для принятия продуманных решений в области управления, особенно социальными процессами.

Общественно-политический подъем первых послевоенных лет привел к усилению реалистических традиций в литературе и искусстве.

Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены писатели-реалисты А. Жид, Ф. Мориак. Широкую известность получило творчество участника французского Сопротивления П. Элюара.

В Западной Германии главной темой послевоенного времени была проблема преодоления фашистского прошлого. С наибольшей силой она выражена в романах Г. Белля. Разоблачение фашистских порядков и защита гуманистических ценностей составляли содержание немецких писателей, оставшихся в эмиграции, – Т. Манна, Э. М. Ремарка.

В США активно работали американские писатели У. Фолкнер и Э. Хемингуэй.

Модернистское направление литературы в этот период воплощали Ж. П. Сартр и А. Камю.

Постмодернистские тенденции наметились в послевоенном изобразительном искусстве. Здесь наиболее активно шел поиск новых форм, материалов, приемов привлечения внимания аудитории. Популярность обрело беспредметное искусство. Его виднейшими представителями стали американцы Дж. Поллак, У. Куннинг и др. В Европе ведущую роль играли старые мастера П. Пикассо, Ж. Матье, Р. Гуттузо и др.

Сложные процессы происходили в музыкальной культуре стран Запада. Широкий масштаб приобрела концертная деятельность. Наряду с академической музыкой и джазом важное место в музыкальной культуре занимала поп-музыка.