КалейдоскопЪ

Какие были особенности возникновения Древнеримского государства?

Во II-I вв. до н. э. легенды и сказания о древнейшем периоде римской истории, получив широкое распространение среди культурных слоев самого римского населения, были восприняты римскими авторами и легли в основу сочинений. Наиболее полно и обстоятельно они изложены выдающимся римским историком Титом Ливием (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.).

По мнению современных исследователей древнейшей истории Рима, возникновение отдельных поселений на холмах по левому берегу реки Тибр следует относить к Х в. до н. э.

В VIII в. до н. э. через район, где впоследствии были центральные части города Рима, проходила большая дорога из горных местностей на юго-востоке к реке Тибр. По этой «соляной дороге» ездили на солеварни. У переправы через реку стали селиться ремесленники.

В VII в. до н. э. разрозненные поселения на близлежащих холмах и подле переправы слились в единую городскую общину. Центром нового города сделалась крепость на крутом, возвышавшемся над берегом реки Тибр Капитолийском холме. Низменное пространство между капитолийским и Палатинским холмами, ранее использовавшееся для захоронений, было превращено в центральную площадь нового города - «форум». На форуме в обычные дни шла торговля. Здесь же собирались сходки граждан, обсуждались общественные дела, выступали глашатаи, происходили религиозные шествия, совершались обряды поклонения богам.

Так как новый город возник на смыке районов поселений различных древнеиталийских племен, то первоначально его население состояло из трех обособленных племенных объединений. Согласно исторической традиции эти древние племена назывались: тиции, рамны, луцеры. По мнению современных ученых, эти названия принадлежали сабинянам, латинянам и этрускам, подтверждая многоплеменной состав Рима в древнейшее время.

Племена - «трибы» - состояли из объединенных родов - «курий». В каждом курии было по десять родов, а в трибе - десять курий. Граждане, входившие в родовые объединения, считались первоначально членами общины, составляя основную часть населения, знающую своих отцов. Это были «патриции». Только они и составляли первоначально полноценное гражданство. Каждый род имел свое родовое имя, которое наряду с именем собственным и прозвищем отдельных лиц или семейных групп носил всякий из членов родового объединения. Поэтому даже в более позднее историческое время римляне имели имя, состоявшее из трех частей, - Гай Юлий Цезарь.

Сенат выбирал пожизненно вождя. Царь председательствовал в сенате, приносил жертвы богам от имени всей общины и возглавлял ополчение граждан - «легион».

С течением времени наряду со старым гражданством - патрициями в Риме появился и другой слой свободного населения - плебеи.

«Плебеи» не входили в родовое объединение патрициев. Многие из них занимались ремеслами и торговлей, другие поступали под покровительство отдельных патрициев и получали от своих покровителей участки земли.

Плебеи не пользовались гражданскими правами, но со временем стали включаться в состав римского воинского ополчения.

Низшим слоем римского населения были рабы. Многие из них были из числа военнопленных, другие куплены у соседних племен. Наконец, важным источником пополнения рабского населения было кабальное рабство. По древним судебным обычаям человек, взявший в долг зерно, скот или медь, заменявшую в древней Италии деньги, должен был в срок вернуть лицу, давшему ему ссуду (кредитору) с процентами.

Жестокое долговое право вызывало недовольство плебеев. Особенно усилилось оно, когда Рим и его область оказались под властью этрусских завоевателей. Историческая традиция относит к середине VI в. до н. э. весьма важную реформу, приписываемую царю Сервию Туллию.

Согласно сообщению Тита Ливия Сервий Тиллий допустил плебеев к участию в народном собрании. Сохраняя внешне старое деление на трибы, Сервий Туллий превратил трибы из древнего племенного союза в территориальное деление. Он учредил четыре территориальные трибы, впоследствии число их возросло до 35.

Создал собрание воинов. Воины были разбиты согласно имущественному признаку на пять классов.

Голоса в центуриантных коллизиях (собрании воинов) подавались по сотням. Одна сотня обладала одним голосом.

Реформы Сервия Туллия вызвали недовольство римского патрициата. Воспользовавшись им, Тарквиний Сукерб низверг и убил своего предшественника.

Но через некоторое время насилиями и жестокостью он вызвал негодование.

Современные исследователи считают, что падение власти этрусских царей в Риме и ослабление ее в Лоции произошли в результате поражения, нанесенного греками этрусскому флоту у берегов Кампании.

Так была установлена Римская аристократическая республика, просуществовавшая до конца I в. н. э.