КалейдоскопЪ

В чем заключалась гуманистическая идеология эпохи Возрождения?

Ее основные черты и социальные истоки?

Со второй половины ХIV в. в культурной жизни средневековой Европы происходит важный перелом, связанный с возникновением новой раннебуржуазной идеологии и культуры.

Поскольку ранние капиталистические отношения зародились и стали развиваться прежде всего в Италии, в этой стране начала формироваться и раннебуржуазная культура, получившая название «Возрождение». Полного расцвета она достигла к концу ХV – началу ХVI вв.

Термин «Возрождение» (часто употребляемый во французской форме – «Ренессанс») впервые употребил итальянский художник Дж. Вазари.

Идейное содержание культуры Возрождения обычно обозначается термином «гуманизм», который происходит от слова «humanitas» – человеческий. Термин «гуманисты» возник в ХVI в. Но уже в ХV в. деятели Возрождения употребляли для обозначения своей культуры слово humanitas, обозначавшее образованность, притом светскую. Светские науки (studia humana) противопоставлялись церковной науке (studia divina).

Идеология гуманизма несла новое отношение к миру и самому человеку. Вопреки доминировавшему в предшествующие века учению Церкви о земной жизни как греховной и безрадостной гуманисты открыли многокрасочный мир действительности во всем его живом и конкретном многообразии. Они создали идеал человека, жадно стремящегося к благам жизни.

Важной чертой идеологии гуманизма был индивидуализм. Гуманисты поставили в центр внимания человека. Они проявляют страстный интерес к внутреннему миру человека, к индивидуальному своеобразию его чувств и переживаний, к их тончайшим оттенкам. Гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию.

Индивидуализм гуманистов имел прогрессивное антифеодальное звучание. Вместе с тем это мировоззрение скрывало в себе склонность к такому утверждению личности, для которой стремление к удовлетворению потребностей становилось самоцелью. Абсолютизация индивидуализма открывала дорогу к погоне за наслаждениями без каких-либо ограничений. Кроме того, выдвигавшийся гуманистами идеал развития индивидуальной личности имел в виду лишь немногих избранных и не распространялся на широкие массы.

Гуманисты проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Рима. В этой культуре их привлекали ее светский характер, жизнеутверждающая направленность. Она открыла гуманистам мир красоты и оказала огромное влияние на все области искусства Возрождения.

Наиболее сильно преклонение перед античной культурой проявилось в Италии. Историю Рима гуманисты воспринимали как свое национальное прошлое. Здесь, в Италии, во Флоренции в середине ХV в. была основана Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино, которая удовлетворяла интерес любителей античной философии.

Гуманисты вернули Европе античное наследие, утраченное в Средние века. Они разыскивали античные рукописи и издавали их.

Интересовали гуманистов и проблемы этики. Их волновали вопросы поведения человека в обществе, цель, которую человек должен ставить перед собой в своей деятельности, так как новая идеология означала переоценку всех человеческих действий.

Творцами гуманистической идеологии были ученые, врачи, юристы, учителя, художники, скульпторы, архитекторы, писатели и пр. Они составили новый социальный слой – интеллигенцию. Эта категория людей, занятых умственным трудом, играла большую роль в общественной жизни того времени. Изобретение в середине ХV в. книгопечатания сделало произведения гуманистов доступными более широким кругам образованных людей и способствовало усилению влияния идей Возрождения. Особой силой воздействия обладали новые идеи, воплощенные в образах литературы и искусства.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» стала первым гимном достоинству человека. Эта позиция была развита Ф. Петраркой – философом и блестящим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Широко известны и имена таких гуманистов, как Д. Манетти, Л. Валла, Пико делла Мирандолы, Л. Бруни, К. Салютати, П. Браччолини и др.